programs/default/view
📕

Мировые религии

Курс
Ближайший старт
1424 февраля апреля
6 лекций
📅 СБ | 15:00–17:00

Курс лекций «Мировые религии»

На шести лекциях мы поговорим о том, что человек ищет в мире религиозного, какие цели преследует, во что верит, и каким образом.

Наши темы будут строиться в рамках исторических и региональных тенденций. Мы начнем с разговора о религиозных верованиях неписьменных народов, то есть об аборигенном населении земли, которое по неизвестным причинам не создало цивилизации и не освоило письменности. Далее двинемся в Юго-Восточную Азию и на двух занятиях попробуем познакомиться с религиозным миром индуизма и буддизма. Потом поговорим о Дальнем Востоке, и о том, чему учил Конфуций и Лао Цзы, и наконец доберемся до авраамических религий пророческого типа. 

Лектор — Иван Негреев,

преподаватель философии и истории религий в Московской духовной академии, институте журналистики и литературного творчества, Российском православном институте св. Иоанна Богослова. Автор пешеходных прогулок по Москве, гид в обществе «Москваход», автор циклов лекций в клубе интеллектуального досуга «Событие» при Свято-Филаретовском православно-христианском институте.


Программа

Лекция 1. 14/02 (вс)
Шаманский мир неписьменных народов

С XIX века теории происхождения религий пестрили анализом первобытной магии, концепциями «магизма» как начальной формы религии. За сто лет отношение к ним изменилось, и то, что в XIX и начале XX века считалось примитивным, во второй половине XX века часто стало рассматриваться как архаичное, аутентичное, более глубокое восприятие реальности. Такие феномены как шаманизм стали привлекать внимание не только этнографов, но и самые широкие слои населения. Однако XX век открыл и вполне «высокие» религиозные идеи, бытующие среди аборигенов.

Лекция 2. 27/02 (сб)
От Вед к индуизму.
Религиозные идеи Южной Азии

Религиозный мир Индии крайне сложное явление. Индуизм не религия, а конгломерат трудноклассифицируемых школ, объединённых:
— индийским происхождением (включая территории современной Индии, Пакистана, Бангладеш и Шри-Ланки), — верой в единую высшую Реальность (что отличает индуизм от других индийских религий, буддизма и джайнизма),
— верой в закон кармы и реинкарнацию.
Никакие другие принципы, иногда приводимые исследователями (включая признание авторитета Вед, отказ от невегетарианской пищи и прочее, не являются обязательными маркерами принадлежности к индуистскому сообществу.

Лекция 3. 13/03 (сб)
Религиозный переворот Будды Шакьямуни

Индийский принц Сиддхартха Гаутама не объявлял себя ни пророком какого бы то ни было Бога, ни его посланцем. Более того, он целиком отрицал идею Бога как Высшего Существа, однако называл себя «Просветленным». Отказавшись от классического индийского брахманизма, он учил пробуждению и освобождению, и довольно быстро из исторической личности — принца Сиддхартхи — стал божественным существом. Мы поговорим о революционном учении этого человека.

Лекция 4. 27/03 (сб)
Соответствуя Дао. 
Религиозный мир Дальнего Востока

Задолго до Конфуция и Лао Цзы в Древнем Китае уже существовали такие понятия как Дао и Ци, Инь и Ян, и многие другие религиозно-философские категории, вошедшие в оборот и ставшие привычными позднее. Представление о мире, как отпечатке Дао, в котором все соответствует определенному порядку, служит поддержанию баланса, в котором правит Небо и «Высокий Владыка», и в котором каждый поступок должен соответствовать ритуалу, были и до «Эпохи Великих философов». И Конфуций и Лао Цзы настаивали на том, что их учение не несет в Поднебесную ничего нового, но восстанавливает старое знание. На четвертом занятии мы обсудим особенности дальневосточной религиозности.

Лекция 5. 10/04 (сб)
За гласом Божьим.
Часть 1: Иудаизм и христианство

Авраамические религии пророческого типа.
Авраамические религии связаны между собою единым библейским корнем и, так или иначе, учитывают в своей истории человека по имени Авраам. Согласно Библии, некогда избранный Богом, он дал начало новому народу, который верит, что через их послание в мир разнеслась весть о едином Боге. Так верят евреи. Когда христианство несло свет веры в языческую Европу, то единобожие было также одной из основных тем. И все же, христианство сильно отличалось от своего иудейского корня. Выйдя за пределы иудейской общности, проповедую Бога, который стал человеком и спас мир, христианство понесло авраамический тип религиозности в мир.

Занятие 6. 24/04 (сб)
За гласом Божьим.
Часть 2: Ислам

Приблизительно в 611 году, согласно мусульманской традиции, караванщик по имени Мухаммед из рода Хашим, в возрасте сорока лет, заснул в пещере и услышал голос, призвавший его: «Читай!». Так, в седьмом веке, начала складываться новая авраамическая религия, ставшая одной из самых многочисленных в мире. Проповедь этого человека на сегодняшний день приняло около 1,8 миллиардов человек. Одновременно с этим, ислам — одна из самых динамичных религий, до сих пор активно умножающая своих сторонников. На нашем занятии мы в общих чертах поговорим о пророке Мухаммеде и основах его проповеди.

Посещение лектория доступно только для владельцев Клубной подписки. Обязательна предварительная запись у менеджера Клуба