programs/default/view
📕

Христианские расколы, ереси и секты

Курс
Ближайший старт
1621 сентября октября

Лектор: Иван Негреев

Программа

Лекция 1 
Древние ереси.

Многообразие интерпретаций евангельского послания появилось в первом же поколении христиан, во времена апостолов. Уже в Новом Завете мы встречаем упоминания о тех, кто понимает христианство отличным образом от церкви. На нашем первом занятии мы поговорим о:

Николаитах, ненавидимых Богом, которые «поклонялись» Христу в разврате. Подобное сомнительное «благочестие» увлекало людей и в дальнейшем, а спустя две тысячи лет, в 20 веке, у николаитов появилась любопытные преемники в Америке.

О различных иудео-христианских сектах, которые многократно получали вторую и третью жизнь, в том числе и на Руси.

Евионитах, которые задолго до мусульман, считали, что Иисус — это пророк.

Гностиках, от которых берет свое начало добрая доля западной эзотерики.

Манихеях, идеи которых пережили свое время, кочевали от одного мистического сообщества к другому, и в итоге были усвоены русскими розенкрейцерами, тамплиерами и мистическими анархистами.

Лекция 2
Ереси времен Вселенских соборов.

Время Вселенских соборов – безусловно расцвет православной церкви, и одновременно, период бурного интеллектуального брожения внутри церкви, период «великих» еретиков. На этом занятии мы поговорим о:

  • арианах
  • несторианах
  • монофизитском расколе, в результате которого образовались армянская, сирийская и коптская церкви
  • иконоборчестве, которое заложило первые камни в основания Великого раскола церквей.

Лекция 3
Великие расколы христианского мира: католичество и протестантизм.

На третьем занятии мы поговорим о том событии, которое в истории получило название Великой схизмы. В 1054 году произошло официальное разделение Православных Церквей Востока и Римской Католической Церкви. Впрочем, надо заместить, что Католическая Церковь считала себя не меньше православной, чем Православная. А Православная Церковь рассматривает себя как «кафолическая» (то есть вселенская), не меньше, чем римская. Далее, мы поговорим о протестантском мире и его особенностях. Все знают, что в 1517 году, по легенде, августинианский монах по имени Мартин, разделил западное христианство, положив начало длинной истории протестантских расколов. За пятьсот лет история протестантизма явила на свет сотни новых христианских церквей, многие из которых так или иначе повторяли идеи ранних вольнодумцев и еретиков.

Лекция 4 
Развитие Реформации: от евангелических движений к харизматам и либеральной теологии.

Классические протестантские церкви, начинавшиеся в духе свободы с внутреннего порыва человека, быстро обросли собственным догматизмом и формализмом. Как едко отмечал Вольтер: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир». Естественной реакцией на догматизм и формализм стали течения внутреннего обновления, ставившие во главу угла непосредственное «рождение свыше» и апостольские «дары Святого Духа». Так появились евангелические и харизматические движения, Методисты, баптисты, пятидесятники, все это только общие названия для десятков и сотен протестантских общин. На этом занятии мы обсудим:

  • Менно Симонса и его учение о свободе и непротивлении;
  • Цвиккауских пророков и учение анабаптистов и баптистов о крещении и ученичестве;
  • Доктрину простоты Амишей;
  • «Крещение Святым Духом» пятидесятнических общин
  • «Дары Святого Духа», исцеление, изгнание бесов, говорение на языках в харизматических движениях;
  • Феминистскую теологию и теологию освобождения.

Лекция 5 
Эсхатологический протестантизм «Второго Пришествия» и современные псевдохристианские секты.

Уже многие ранние христиане в прямую понимали слова Библии о том, что к Пришествию Христа мы «не все умрем, но все изменимся». То есть как свидетельство скорого конца света, свидетельство того, что Христос вернется, когда некоторые из нас еще будут живы. Для многих протестантских общин, мысль о скором конце света стала краеугольной. Конца света ждали и желали. Высчитывали точные даты Второго Пришествия, распределяли места среди избранных к спасению (это до сих пор принято среди Свидетелей Иеговы). На этом занятии мы обсудим:

  • учение шейкеров о Втором пришествии Иисуса Христа и способе распространения Божьего Царства на земле;
  • экзегетическое основание идей Уильяма Миллера о Втором пришествии Иисуса Христа в 1843 и 1844 годах;
  • учения Адвентистов седьмого дня о следственном суде, соблюдении субботы и толкование апокалиптических образов библейской книги Откровение;
  • эволюцию учения Свидетелей Иеговы о невидимом присутствии Иисуса Христа, его видимом пришествии, а также пророческие предсказания организации.
  • Движение Святых последних дней.

Лекция 6 
Русские секты

Идеи, толкавшие западных религиозных мыслителей к реформации церкви, не были уникальными, как не были уникальными и проблемы самой церковной жизни. На Руси протестантские церкви получили широкое распространение, однако реформаторские движения в православии не получили развития. И все же, некоторые идеи «реформаторского типа» проникали в русскую православную духовную жизнь и порождали любопытные сектантские движения. Многие из них, скрываясь под церковной маской, сохраняя внешнюю верность православной церкви, развивали оригинальную духовную жизнь в своих общинах, порой уходившую очень далеко от традиционной.

Русское мистическое сектантство представляет собою отдельную главу в истории отечественных религиозных движений. В его основе лежит общая идея того, что официальная церковь утратила (как вариант, никогда и не обладала) истинным богообщением, удовлетворяясь лишь формальными ритуалами. В противовес церковному формализму, но не покидая церкви, мистические секты развивали идеи личного соединения с Богом, экстатического и полноценного слияния с ним. Например, в середине 17 века на крестьянина Юрьевского уезда Данилу Филиппова на горе Городине сошел лично Бог Отец, Господь Саваоф и вселился в Данилу. Поселившись в Костроме, Господь Саваоф в лице Данилы стал низводить Святого Духа на приходящих к нему страждущих людей, таинственным образом порождая из себя живых Христов. Так началось хлыстовство. А спустя некоторое время из него выделилась более радикальная ветвь – скопчество. Самообожение, реализуемое через строгое следование нравственным установкам и активное участие в радетельных собраниях, должно было приблизить и так уже избранных людей (в отличие от «простых» православных) к состоянию живого Бога. На этом занятии мы обсудим:

  • Начале русского сектантства в 14 веке и судьбе стригольников;
  • Возникновении «жидовствующего» реформаторства;
  • «Живой книге» духоборов;
  • Возникновение хлыстовства;
  • Мистические радения хлыстов и устройство хлыстовских «кораблей»: христов, богородиц, апостолов и пророков;
  • Вероучительные особенности хлыстовства;
  • Хлыстовский раскол;
  • Великое и малое скопчество и духовный смысл оскопления.

Посещение лектория доступно только для владельцев Клубной подписки. Обязательна предварительная запись у менеджера Клуба